Запрет применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда как проявление дискриминации: анализ норм международного права и законодательства Российской Федерации

Запрет применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда как проявление дискриминации: анализ норм международного права и законодательства Российской Федерации

Prohibition of the application of women’s labor on heavy work and works with harmful and dangerous work conditions as a manifestation of discrimination: analysis ofnormsofinternationallawand legislation of the Russian Federation

Андреева Светлана Владиславовна

Andreeva Svetlana Vladislavovna

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

semper.in.motu7@gmail.com

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу норм международного трудового права в сфере запрета использования труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда и соответствующих норм российского законодательства, соотношение такого запрета с дискриминацией в сфере труда; возможности имплементации норм международного права в трудовое законодательство Российской Федерации. Автором названы пути решения возникшей в ходе анализа правовых норм проблемы.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the norms of international labor law in the field of the prohibition of the use of women’s labor in hard work and work with harmful or dangerous working conditions and the relevant norms of Russian law, the ratio of such a ban to discrimination in the world of work; the possibility of implementing international law into the labor legislation of the Russian Federation. The author names the ways to solve the problem that arose during the analysis of legal norms.

Ключевые слова:международное трудовое право, трудовое право Российской Федерации, дискриминация,гендер, работники, работодатели, имплементация, правовые нормы.

Key words:international labor law, labor law of the Russian Federation, discrimination, gender, workers, employers, implementation, legal norms.

Трудовая деятельность – общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов. Однако нельзя не обратить внимание на то, что и на эту деятельность, как и на многие другие, влияет так называемый «социальный пол», то есть гендер. «Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведения женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой» [6, c. 21]. Одним из последствий влияния «социального пола», на сферу трудовой деятельности становится, в частности, принятие правовых актов, которые, с одной стороны, направлены на защиту и охрану здоровья конкретной категории граждан, с другой – являются дискриминирующим законодательным актом, ущемляющим право гражданина заниматься той или иной деятельностью, приносящей доход.

Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда декларируется запрет дискриминации в сфере трудовых правоотношений и запрет дискриминации женщин, в частности, в трудовой деятельности.

Так, пунктом 1 статьи 11 Конвенции Организации Объединенных Наций «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» установлено, что «государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности: право на труд как неотъемлемое право всех людей; право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку; право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы; на иные права». [1]

Статьей 2 Конвенции № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» предусматривается, что «каждый член Организации, в отношении которого действует настоящая Конвенция, обязуется провозгласить и проводить национальную политику, направленную посредством согласованных с национальными условиями и практикой методов на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой области» [2].

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), а именно положениями статьи 3 указанного кодекса [3], декларируются положения указанных выше норм международных конвенций. Данной правовой нормой предполагается, что лишь деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и на других стадиях трудовых правоотношений. ТК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство прав в сфере труда: перечисляются пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо специальным группам, а далее указывается на иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работников.            

Однако, несмотря на установленный Конституцией Российской Федерации приоритет норм международного права над нормами внутреннего законодательства, позицию государства имплементировать нормы международного права и соответствовать международному законодательству, примером дискриминирующего правового акта является Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», положениями которого утверждается список запрещенных для женщин профессий, состоящий из 456 позиций [4].

Впрочем, положения данного постановления подвергаются изменениям, вызванным развитием гражданского общества, осознающим необходимость перемен в сфере трудового законодательства, соответствия его нормам международного права; решениями и указаниями как органов судебной власти, так и специализированных комиссий Организации Объединенных Наций. Итогом стало решение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «изменить» Постановление Правительства Российской Федерации, сократив список запрещенных профессий с 456 до 98. Впоследствии был опубликованПриказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 го-да № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин», имеющий отлагательный срок вступления в законную силу – он начнет действовать с 1 января 2021 года[5]. Данный приказ является по-ложительной реакцией на изменения, направленные на фактическое установление равноправия между членами общества, между мужчинами и женщинами.

В целом, сходя из анализа норм международного права и действующего законодательства Российской Федерации можно прийти к выводу о том, что от запретительных мер, ограничивающих выбор сфер труда для женщин и служащих проявлением гендерной дискриминации, российские законодатели не отказались, что прямо противоречит нормам международного права. Однако при это нельзя не отметить, что в настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации подвергается плавным и позитивным изменениям, направленным в сторону законодательного закрепления равенства и запрета дискриминации. Это является положительным моментом постольку, поскольку в условиях рыночных отношений и конкуренции сохранение такой жесткой и дискриминирующей политики государства в сфере регулирования трудовых отношений стало бы причиной труда в таких отраслях, где нет прав и гарантий, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

Библиографический список:

  1. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин : конвенция Организации Объединенных Наций (принята в г. Нью-Йорке резолю-цией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1979 ) // Ведомости ВС СССР. – 23 июня 1982 года. – № 25. – Ст. 464.
  2. Относительно дискриминации в области труда и занятий : конвенция № 111 Международной организации труда (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. – 1 ноября 1961 года. – № 44. – Ст. 448.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
  4. Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин : постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 162. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 10. – Ст. 1130.
  5. Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредны-ми и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 512н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908150010 (дата обращения: 01.09.19 ).
  6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. Спб.:Алетейя, 2004. – 408 с.