Зайцева А. М., Зедгенизова И. И.Молодежное правительство как институт молодежного самоуправления в России (на примере иркутской области)

Молодежное правительство как институт молодежного самоуправления в России

 (на примере иркутской области)

 Youth government as an Institute of youth self-government in Russia

 (on the example of Irkutsk region)

 

Зайцева Алена Михайловна

Zaytseva Alyona Mikhailovna

 студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

79025616952alyona@mail.ru

Зедгенизова Ирина Ивановна

Zedgenizova Irina Ivanovna

к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г.Иркутск

54irina@bk.ru

           Аннотация. В статье освещается роль молодежного правительства, как формы молодежного самоуправления. Приведены примеры качественного функционирования данного института при органах государственной власти и местного самоуправления РФ. На примере Иркутской области перечислены проблемы, с которыми стакиваются молодежные представительные структуры сегодня.

           Annotation. The article highlights the role of youth government as a form of youth self-government. Examples of high-quality functioning of this Institute at the bodies of state power and local self-government of the Russian Federation are given. The problems faced by youth representative structures today are listed on the example of Irkutsk region.

           Ключевые слова: молодежный парламентаризм, молодежное представительство, молодежное самоуправление, молодежный парламент, молодежное правительство, общественная молодежная палата, молодежная политика.

           Keywords: youth parliamentarism, youth representation, youth self-government, youth Parliament, youth government, public youth chamber, youth policy.

        Проблема участия молодежи в политической жизни общества всегда была в центре внимания как в органах государственной власти, а также органах местного самоуправления, так и у научных сотрудников. Только ответственная, политически развитая, социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. На сегодняшний день становится важным готовность молодого поколения к активному взаимодействию с государством, участие в решении проблем разного уровня, существующих в современном обществе. Таким образом, одно из ключевых направлений государственно молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодежи, гражданской позиции через их участие в деятельности молодежных правительств, парламентов, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня. [1]

        Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня не совершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем велика. [2]

        Для решения этих проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Шагом в этом направлении стал феномен молодежного самоуправления. Молодежное самоуправление – это форма управления, предполагающая активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, затрагивающих ее жизнедеятельность, защиту прав и законных интересов молодежи. Оно включает в себя школьное, студенческое самоуправление, а также самоуправление, осуществляемое через создание при органах государственной и муниципальной власти особых консультативно-совещательных структур молодежи, часто обозначаемых понятием «молодежный парламентаризм».

        Молодежный парламентаризм – это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной общественной структуры молодежи в виде молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного парламента, молодежной избирательной комиссии. [3]

        Целью развития молодежного парламентаризма является привлечение молодежи к активному участию в жизни общества и государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан.

        Что касается задач по развитию молодежного парламентаризма, то здесь выделяют следующие: формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и органов местного самоуправления; создание системы молодежных парламентов и других общественно значимых молодежных институтов в России, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее взаимосвязь с государством и обществом на основе партнерских отношений; создание условия консолидации молодежи (на уровне РФ, субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики; создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста; создание системы подготовки кадров молодежных парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных органов, которая будет направлена на формирование кадрового резерва органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. [4]

        Для решения цели и задач при развитии молодежного самоуправления необходимо учитывать такие принципы как приоритет защиты прав молодежи и ее объединений; доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека; легитимность создания; функционирования и развития различных форм молодежного самоуправления; использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма; свободный выбор форм молодежного самоуправления в каждом регионе и муниципальном образовании, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи соответствующей территории; участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе разработки, принятия и реализации в области молодежной политики.

        Среди функций, выполняемых органами молодежного самоуправления является представление законных интересов молодежи в органах власти; участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; подготовка кадрового состава; проведение общественных мероприятий и т.д. 

        На сегодняшний день в России в большинстве регионов созданы молодежные правительства, такие как молодежное Правительство Иркутской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Воронежской области, Ивановской области, Калужской области, Костромской области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области; Кировской области, Пензенской области, Правительство Самарской области, Саратовской области, молодежное Правительство Ульяновской области, Республики Чувашия, Забайкальского края, Республики Алтай,

Республики Тыва, Республики Бурятия, Архангельской области и многие другие регионы участвуют в реализации молодежной политики на благо нашего государства.

        Молодежное Правительство — это одно из интереснейших явлений, получивших развитие в современном обществе. Россия — страна с «молодой» демократией. И Молодежное Правительство- это своего рода проекция основных принципов и идеалов демократического общества на молодежную среду. Работая в Молодежных Правительствах, молодые люди учатся принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор, расставлять приоритеты и работать ради развития своего города, края, а не ради меркантильного интереса. С головой окунаясь в эту систему, понимаешь, как она функционирует, в чем её плюсы и минусы. И не только молодежи оказывается полезна такая форма социального партнерства. Энергия и энтузиазм, присущие молодости, рождают нестандартные решения в тех направлениях, где опыт может зайти в тупик. Развитие в России системы Молодежного Правительства — один из важнейших шагов на пути к построению действительно демократического общества. [5]

        Если говорить об Иркутской области, то здесь действует Молодежное правительство Иркутской области. Оно является консультативно-совещательным органом при Губернаторе Иркутской области. Молодежное Правительство Иркутской области создано с целью обучения и продвижения молодых профессионалов для работы на государственной гражданской службе. Во время работы в молодежном Правительстве участники проекта изучают деятельность министерств и ведомств в качестве «дублеров» министров. Работа в молодежном Правительстве ведется на общественных началах. Молодежное Правительство формируется по результатам регионального конкурса проектов и индивидуального собеседования сроком на 2 года. Молодежное Правительство Иркутской области – это проект, целью которого является вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь, объединение усилий талантливых молодых управленцев для достижения целей социально-экономического развития Приангарья. [6]

        Опыт работы молодежных парламентских структур в субъектах РФ показал эффективность их деятельности по привлечению молодежи к решению различных социальных проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, активизируют позицию молодежи в решении своих проблем. В настоящее время органы молодежного представительства при органах законодательной и исполнительной власти становятся реальным аккумулятором идей молодежи и содействуют реализации молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.

Библиографический список:

  1. Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2016-2020 годы». Министерство образования и науки Российской Федерации — М., 2015.
  2. Распоряжение правительство Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года №1760-р.
  3. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 2013. — 324с.
  4. Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее информационное обеспечение. М.: Логос, 2014. — 184с.
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Поддержка Молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/children/anob/str-mol.doс [дата обращения: 11.03.2018]
  6. Молодежное правительство Иркутской области [Электронный ресурс]. Режим доступа http://irkobl.ru/sites/molprav38/ [дата обращения: 10.03.2018]