Здоровьесберегающие технологии на тренировочных занятиях по боксу
Казюка Аркадий Николаевич,
тренер-преподаватель по боксу
МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5
Здоровьесберегающие технологии на тренировочных занятиях по боксу
Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса является неотъемлемой задачей коллектива детско-юношеской спортивной школы, стремящегося создать условия для оздоровления, снятия перегрузки обучающихся в тренировочный и соревновательный периоды.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – не просто отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Ресурсы спортивной школы (кадровые, методические, материально-технические, партнерские) позволяют коллективу вести круглогодично профилактическую, просветительскую, оздоровительную, физкультурно-спортивную работу как в стенах ДЮСШ, так и вне ее, используя самые разнообразные формы работы. Известно, что здоровый образ жизни является основой профилактики детских заболеваний, вредных привычек, экранной зависимости, переутомления обучающихся. Поэтому в процессе формирования устойчивых умений и навыков здорового образа жизни ребенка важен положительный пример взрослых (родителей и педагогов).
Спорт как вид деятельности обладает оздоравливающим потенциалом. ДЮСШ имеет все возможности активно содействовать укреплению и восстановлению. Здоровья обучающихся, приобщая их к здоровому образу жизни посредством реализуемых средств и методов работы.
Благодаря своей специфике спортивная школа использует такой ценный вариант медицинской помощи, как врачебно-физкультурный диспансер. Наиболее важно в целях профилактики и укрепления здоровья личности использовать оздоровительный потенциал самой образовательной организации. Кроме того, природная среда Прибайкалья может выступать как эффективное средство восстановления здоровья и формирования у населения навыков рекреационно-досуговой культуры.
Сохранение, укрепление, восстановление здоровья субъектов образовательного процесса может быть совместным и увлекательным, например, в рамках долгосрочного здоровьесберегающего проекта. Проект МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5 «Главный рекорд – здоровье!» носит долгосрочный, комплексный, интегративный характер, ведь добиться цели можно только благодаря целенаправленной, системной и многоаспектной работе.
Задачи проекта:
- Формирование у обучающихся осознанного отношения к здоровью;
- Пропаганда здорового образа жизни и здоровьесохраняющих, восстанавливающих технологий;
- Укрепление связей между поколениями в совместной работе по здоровьесбережению.
Формы реализации проекта разнообразны: спортивно-массовые мероприятия, показательные выступления, дни открытых дверей, дни здоровья, туристические походы и другие мероприятия.
Отзывы участников проекта и количество участников в проводимых мероприятиях являются основными критериями эффективности реализации проекта.
К участию в проекте «Главный рекорд – здоровье!» привлекаются обучающиеся, родители, а также школьники Свердловского округа г. Иркутска.
Этапы проекта:
- Подготовительный. Утверждение проекта, формирование творческих групп по разработке положений, планов, сценариев физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- Основной. Реализация проекта через систему запланированных мероприятий.
- Обобщающий. Оформление результатов реализации проекта в форме докладов, презентаций, публичных отчетов, конкурсных материалов.
Ожидается, что проект позволит:
– создать условия для укрепления здоровья субъектов образовательного процесса,
– приобщить обучающихся к здоровому образу жизни в настоящем и будущем,
– выстроить систему профилактической работы как в спортивной школе, так и детско-юношеской среде местного сообщества,
– привлечь заинтересованных партнеров к делу формирования у молодого поколения установки на здоровый образ жизни.
Известно, что здоровье – важнейший компонент человеческого благополучия, счастья, неотъемлемое право человека, одно из условий успешного социального и экономического развития личности.
Приоритет здоровья человека – основополагающий принцип государственной политики России в области образования, закреплён в нормативных документах, воплощается усилиями образовательных учреждений, в том числе учреждениями дополнительного образования.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей – организации занятости в творческих, технических, спортивных секциях.
Общепринятыми мероприятиями здоровьесберегающей деятельности считаются:
– организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
– осуществление просветительской работы с обучающимися и родителями по формированию у детей культуры бережного отношения к своему здоровью;
– повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В дополнительном образовании физкультурно-спортивной направленности важную роль играют интерес обучающегося к избранному виду спорта, активность обучающегося в коллективе тренировочной группы, эмоционально теплый настрой к тренеру-преподавателю, понимание престижа обучения в спортивной школе.
Главным фактором формирования познавательного интереса обучающегося к выбранному виду спорта являются средства и методы, привлекающие внимание ребенка, располагающие его к совместной деятельности в группе единомышленников с тренером-преподавателем. Обучающая деятельность тренера-преподавателя должна опираться на опыт и интересы обучающихся, на индивидуальные особенности и запросы, приобретать познавательный теоретический и практический эффект в совершенствовании учебно-тренировочного процесса.
Тренер-преподаватель, владея современными педагогическими знаниями, находится в тесном контакте с обучающимися и их родителями, медицинскими работниками. Он совместно коллегами и администрацией ДЮСШ планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Основные мероприятия эприменения здоровьесберегающих образовательных технологий на тренировочных занятиях – регулярное тестирование, диагностика состояния обучающихся, отслеживание основных параметров развития организма в динамике для проекта выводов состояния здоровья обучающихся, внесения изменения в учебно-тренировочный процесс.