ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ

Автор: воспитатель студенческого общежития ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Юревич Светлана Викторовна

Аннотация: Актуальность статьи заключается в необходимости совершенствования работы здоровьесберегающих технологий в работе со студенческой молодежью в образовательной среде. Для решения данной проблемы необходима поддержка здоровья и формирования здорового образа жизни студентов, включая разработку и реализацию системы охраны здоровья студентов.

Вопрос сохранения и укрепления здоровья средствами и методами физического воспитания в настоящее время является весьма актуальным. Студенческий возраст – это один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека . Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни, связанная с кардинальными изменениями жизнедеятельности студентов, а также неблагоприятные факторы социального, экономического, экологического характера, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывает свой отпечаток на репродуктивное здоровье человека.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Отсутствие болезни, нормальное состояние организма, динамическое равновесие организма и среды, способность к полноценному выполнения социальных функций, полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие – эти основополагающие факторы, определяющие понятие «здоровье» лежат в основе разработки здоровьесберегающих технологий обучения в общежитии.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность правил, соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание студента. Построение и внедрение здоровьесберегающиих технологий должно быть основано на индивидуализации обучения и направлено на удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его интересов, склонностей, функциональных и учебно-познавательных возможностей.

Студенты как самостоятельная социальная группа населения всегда являлись объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодежи имеют важное значение в связи с целым рядом факторов. Во­первых, молодежь — основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов народного хозяйства. Во­вторых, состояние здоровья молодых людей сегодня — это об щественное здоровье, а значит, и здоровье нации через 10, 20, 30, 40 лет.

Поэтому особое значение в работе воспитателей придается профилактике      табакокурения и никотиновой зависимости.

Разработан план комплексных мероприятий, направленный на формирование здоро вьесберегающих, антинаркотических, репродуктивных и других установок у молодежи. В основу годового плана воспитательной работы запланированы мероприятия, на правленные на профилактику социально значимых заболеваний и пропаганду здорового образа жизни: Международный день отказа от курения, Всемирный день борьбы со СПИДом, День акции против заболевания туберкулезом, День здоровья, Всемирный день без табака, Международный день борьбы с наркоманией и т. д.

В работе здоровьесберегающего направления  принимают участие врачи­ спе циалисты разного профиля, педагог ­ психолог, социальный педагог, воспитатели. С их помощью организуется ежемесячный кинолекторий, на котором студенты знакомятся с документальными фильмами, направленными на профилактику различных социально значимых заболеваний: ИПП, туберкулез, СПИД. Большое внимание уделяется теоретическим основам вопросам закаливания и укреплению иммунитета. Специально для девушек организованы занятия по проблемам женского репродуктивного здоровья.  Всегда бурные дискуссии вызывает обсуждение таких тем, как «Брак или сожительство?» «Семь смертных грехов».

Чаще всего воспитатели стараются использовать интерактивные методы работы, такие как деловая игра, дискуссия, круглый стол, метод обсуждения в малых группах и т.д. Большой интерес у студентов вызывают игры ­ дискуссии: «7 способов бросить курить», «Сигарета вне закона»,

«Некурение — моя привычка», тренинг «Умей сказать: «Нет!». К Всемирному дню отказа от курения в общежитии проводится конкурс листовок и слоганов.

Несмотря на активную профилактическую антитабачную пропаганду, проблема курения по­ прежнему остается одной из наиболее острых. Но в течение последних двух лет наблюдается положительная динамика к снижению числа курящих студентов. Это в первую очередь связано с вступившим в силу антитабачным законом и принятыми мерами по его реализации: запретом курения в образовательных организациях, свободной продажи табачных изделий и т. д.

Особую тревогу сегодня вызывает появление на рынке так называемых курительных смесей, относящихся к психоактивным веществам (ПАВ), которые в создают угрозу здоровью наших студентов.  Активно обсуждается  проблема употребле ния курительных смесей, спайсов . Все эти меры не остались безрезультативными. В течение последних двух лет среди студентов, проживающих в общежитии,  было выявлено 2 случая употребления ПАВ.

Достаточно серьезной проблемой для студентов, живущих в общежитии, является неправильное питание. Нерегулярное питание, недостаток витаминов и микроэлементов приводит к возрастанию заболеваний пищеварительной системы. Неправильное питание сказывается на физической и умственной работоспособности студентов, а в комплексе с вредными привычками снижает иммун ный статус организма юношей и девушек. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, в общежитии  были организованы теоретические занятия: «Рациональное питание», «Пра вильное питание — основа воспитания».

В общежитии работает кружок «Молодые кулинары», который организован одним из воспитателей. Его участниками стали студенты, желающие научиться готовить, сервировать стол, узнавать новые рецепты блюд и др. Занятия в кружке позволяют знакомиться на практике не только с рецептами национальных блюд, но и узнавать о традициях и обычаях разных народов и стран мира, расширяя общие компетенции студентов. Немаловажен тот факт, что участниками кружка являются не только девушки, но и юноши.

Ведущее место в сохранении здоровья занимает физическая культура, которая способна решить задачи, связанные с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, формированием культуры здоровья. В рамках решения этих задач в общежитии оборудован тренажерный зал, оснащённый спортивным инвентарем.

В нем в вечернее время в студенты могут заниматься физкультурой . Ча ще спортзал посещают юноши, так как тренажеры подразумевают силовую нагрузку. Но и для девушек имеется необходимый спортивный инвентарь — гимнастические мячи, обручи, скакалки, гантели. Большой популярностью пользуется настольный теннис. Каждый вечер вокруг теннисного стола собирается большое количество студентов. В общежитии регулярно проводятся теннисные турниры «Первая ракетка общежития».

Немаловажную роль в формировании навыков здорового образа жизни играет правильная организация режима дня, соблюдение санитарно ­ гигиенических норм. Студенты, проживающие в общежитии, должны самостоятельно обустроить свой быт: приготовить еду, навести по рядок в комнате, постирать белье, выполнить

домашнее задание. Отсутствие правильной организации приводит к недосыпанию, повышен- ной раздражительности, стрессам, что не лучшим образом сказывается на их успеваемости и на состоянии здоровья в целом.

В начале учебного года воспитатели проводят занятия со студентами ­ первокурсника- ми по темам: «Научная организация труда студента», «Как организовать свой быт». В тече- ние всего учебного года они учат студентов создавать и поддерживать благоприятные условия для проживания. Ведут разъяснительную работу, совместно со студенческим советом контролируют санитарное состояние комнат и бытовых помещений общежития.

Администрация и педагогический коллектив техникума стараются создавать благоприятные условия для проживания и обучения, а воспитатели — окружить теплом и заботой каждого студента

 

Литература:

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 2000.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 2013.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья подростка: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.