Зедгенизова И. И., Калашников В. А., Кузнецова К. С. Проблема нарушения правил использования, охраны и защиты лесов

Проблема нарушения правил использования, охраны и защиты лесов

The problem of violation of the rules for the use, protection and protection of forests

 

Зедгенизова Ирина Ивановна

К.э.н. доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

54irina@bk.ru

Калашников Владимир Анатольевич

Kalashnikov Vladimir Anatolievich

kalashnikovvladn@mail.ru

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Кузнецова Ксения Сергеевна

Kuznetsova KseniaSergeevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Tomredl553@gmail.com

Аннотация. Данная статья рассматривает нарушения правил лесопользования, это проблема становится  актуальной для современно общества, глядя на масштабы незаконной рубки леса. Одним из способов охраны лесов является привлечение к юридической ответственности недобросовестных лесопользователей. Административная ответственность за нарушение правил использования, охраны и защиты лесов обладает совокупностью особенностей, что непосредственно связано как с правовым регулированием рассматриваемого института (леса), так и с возможностями его использования, это и раскрывает данная статья.

Annotation. This article examines violations of the rules of forest management, this problem becomes urgent for the modern society, looking at the scale of illegal logging. One of the ways to protect forests is to bring to legal responsibility unscrupulous forest users. Administrative responsibility for violation of the rules for the use, protection and protection of forests has a combination of features, which is directly related both to the legal regulation of the institution in question (the forest) and to the possibilities for its use, this is the subject of this article.

Ключевые слова: охрана леса, лесопользование, административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание.

Keywords: protection of forests, forest use, administrative offense, administrative responsibility, administrative punishment.

Согласно Основам государственной  политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 г. на территорию России приходится четверть мирового лесного покрова, что возлагает на нашу страну определенную ответственность за его сохранность. В настоящее время продолжается масштабное использование лесов и быстрый рост населения. В связи с этим большое значение имеет вопрос эффективной и рациональной охраны лесов от незаконных рубок, нарушения установленных правил использования, а так же других действий, причиняющих вред лесам, произрастающим на землях лесного фонда. [1]

При этом статистика вырубки лесов в России неутешительна – в нашей стране деревьев уничтожается намного больше, чем в других государствах. Только в байкальском бассейне исчезло 3 млн. кубометров лесного массива. Вырубка лесов в России приводит к уничтожению ценных хвойных пород (кедр, сосна). За последние годы вырубка лесов в Сибири и на Урале привела к возникновению большого количества болот в этих регионах. Здесь участились наводнения. Постоянная вырубка лесов на склонах кавказских гор привела к тому, что реки разливаются с каждым годом все сильнее. Развиваются водные эрозии, из-за чего участились случаи оползней. Все это наносит огромный ущерб землям сельского хозяйства, а также населенным пунктам, расположенным вблизи гор. В последнее время на острове Сахалин снизились урожаи лососевых рыб. Из-за вырубки лесов в бассейнах рек, участившихся в этом регионе, дно водоемов становится непригодным для откладывания икры. К тому же, нарушается фауна, которой питаются лососевые. Много лесов вырубается в Алтайском крае, наносится ущерб знаменитому ленточному бору. Здесь уничтожается каждый год 3,5 тыс. гектар лесных массивов. В аренду предприятиям, занимающимся заготовкой древесины, отдано 66 участков. По данным статистики вырубки леса по годам, в России ежегодно ущерб от уничтожения деревьев превышает 10 млрд. руб. Чтобы восстановить свои ресурсы, нашей стране понадобится около 100 лет, при условии, что уничтожение деревьев прекратится совсем. Большое количество древесины идет на экспорт.

За нарушение норм действующего лесного законодательства предусмотрено, назначение уголовного и административного наказания.

Сегодня использование лесов в России строится на основе ряда принципов. Одним из них является:  учет экологического значения лесов, длительности их выращивания и иных природных свойств. Данный принцип является важным, так как леса выступают в качестве накопителей биологических ресурсов и материала для биотехнической продукции. Принимая во внимание экологическую составляющую, лес создает для людей благоприятную среду жизни.

Неистощительность и непрерывность лесопользования является одним из основополагающих начал лесного законодательства, состоящих в том, что лесные ресурсы необходимо использовать для удовлетворения потребностей общества в древесине и иной лесной продукции. В то же время при установлении размера рубки древесины следует основываться на требованиях расчетной лесосеки. Именно такой подход обеспечит не только непрерывность, но и неистощительность лесопользования.

Исследуя лесонарушение, как основание юридической ответственности, О. А. Зиновьева  пришла к выводу, что это противоправное, как правило, виновное деяние, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда лесам и (или) нарушающее правила лесопользования, охраны и воспроизводства лесов. [2]

Е. И. Немировский рассматривал лесонарушение как противоправное, нарушающее законы и подзаконные акты, принятые в интересах охраны лесов, действие (бездействие), наносящее материальный вред лесам или ущерб лесному хозяйству либо не приносящее такого вреда или ущерба непосредственно, но направленное во всех случаях против установленного порядка использования лесов и их охраны, а также повлекшее юридическую ответственность лесонарушителя. [3]

Под правовой охраной лесов понимает легально закрепленные меры, направленные на обеспечение рационального использования лесов и борьбу с нарушителями норм лесного законодательства при помощи привлечения виновных к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривает привлечение к ней физических, юридических лиц и должностных лиц, совершивших правонарушения по ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.9—7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24—8.37 КоАП РФ. [4]

Упрощенный по сравнению с гражданским и уголовным процессом порядок применения мер административного воздействия позволяет более оперативно реагировать на нарушения природоохранного, в том числе лесного, законодательства, что делает административную ответственность важным средством правового обеспечения охраны лесов.

Вопросы административной ответственности за нарушение правил лесопользования сегодня актуальны. Новые условия правоприменения позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (наиболее часто привлекаемых к административной ответственности в рассматриваемой сфере по сравнению с физическими лицами), поскольку его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. Так, ст. 7.9 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — до 300 тыс. руб. По статье 8.25 максимальная сумма штрафа для граждан составляет 5 тыс. руб., а для юридических лиц — 500 тыс. руб., причем в соответствии с примечанием к указанной статье лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность как индивидуальные предприниматели, несут административную ответственность как юридические лица.

Для укрепления значимости административной ответственности за лесонарушения, кроме увеличения размеров штрафа и его дифференциации для различных групп субъектов необходимо расширить права в этой области должностных лиц органов управления лесным хозяйством, предоставив им возможность фиксировать нарушения по аналогии с главой 12 КоАП РФ, установив своего рода «презумпцию виновности» и признав средства фото˗ и видеофиксации как относимые и допустимые доказательства. Тем самым, сократить число правонарушений.

Должностным лицам следует предоставить возможность фиксировать факты нарушения правил заготовки древесины, порядка проведения рубок лесных насаждений, правил заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов, живицы), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и т. п. Для этого нужно использовать средства связи с привязкой по системе «ГЛОНАСС», в отсутствие нарушителей составлять протокол по делу об административном правонарушении в зависимости от имеющихся сведений о владельце участка и иных. По нашему мнению, сотрудники лесных хозяйств должны быть уполномочены законом на проверку документов, удостоверяющих личность. Кроме того, представляется целесообразным перенести составы правонарушений, связанных с нарушением экологической безопасности, в главу, регулирующую административную ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды (глава 8 КоАП РФ).

Ограничение и приостановление прав лесопользования в результате привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимы лишь в той мере, в какой это требуется для достижения определенных целей, в том числе противодействия нарушению порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, самих правил использования лесов, правил лесовосстановления и (или) лесоразведения, правил ухода за лесами и (или) лесного семеноводства; незаконной рубке, повреждению лесных насаждений или самовольному выкапыванию в лесах деревьев, кустарников, лиан; самовольному использованию лесов, нарушению правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожению лесных ресурсов и т. п.

Таким образом, мы установили, что административная ответственность за нарушение правил использования, охраны и защиты лесов обладает рядом особенностей, что непосредственно связано как с правовым регулированием рассматриваемого института (леса), так и с возможностями его использования. В связи с несовершенством норм административного законодательства в области нарушения правил использования и охраны лесов, видовым разнообразием нарушений лесного законодательства на практике возникает ряд проблем при их квалификации лицами, ведущими производство по делам данной категории.

Следовательно, административную ответственность за нарушение правил использования, охраны и защиты лесов можно определить как установленную государством и предусмотренную санкцией юридической нормы меру принуждения, применяемую к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере лесопользования.

Библиографический список:

  1. Об утверждении основ государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. №1724
  2. Зиновьева О. А. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства // Черные дыры в российском законодательстве.- 2015. № 1. С. 48.
  3. Немировский Е. И. Правовая охрана лесов. — М.: Юрайт, 2005. – С. 20
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018). — . – URL : http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 20.04.2018)