Зедгенизова И.И., Юдин Д.В. К вопросу об упразднении Федеральной миграционной службы

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

К вопросу об упразднении Федеральной миграционной службы

To the question of the abolition of the Federal Migration Service

 

Зедгенизова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

54irina@bk.ru

Юдин Дмитрий Викторович

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

super.yudin@bk.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные изменения в сфере миграции в России, а также отношение государственных деятелей к данной реформе.

Annotation. This article discusses the major changes in the field of migration in Russia, as well as the attitude of government officials toward this reform.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, упразднение, Министерство внутренних дел.

Keywords: the Federal Migration Service, abolition, the Ministry of Internal Affairs.

Актуальность данной темы состоит в том, что ранее, до 2004 года Федеральная миграционная служба России (далее по тексту – ФМС России) входила в состав Министерства внутренних дел (далее по тексту – МВД), но в 2004 году это ведомство стало самостоятельной структурой, соединившей паспортно-визовые службы и подразделения по делам миграции МВД РФ. Возникает вопрос: зачем же данное ведомство после 12 лет плодотворной работы упраздняется, а миграционные вопросы были вновь делегированы МВД?

Слухи про объединение ФМС и МВД возникли уже давно, однако теперь они стали реальностью. Указом Президента № 156 от 05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России ликвидировалась как отдельное ведомство, и теперь вопросы миграции находятся под ведомством МВД – ГУВМ МВД, главного управления по вопросам миграции МВД России [1]. В Указе Президента о ликвидации ФМС России и ФСКН непосредственно о ФМС предусмотрено:

  1. Упразднить ФСКН и ФМС.
  2. Передать МВД РФ функции и полномочия ФМС и ФСКН, штатную численность ФСКН, штатную численность ФМС России (предусмотрено сокращение на 30 %).
  3. МВД РФ после этого является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и в сфере миграции, правоприменительные функции по государственному надзору в указанных сферах [2].

Согласно Указу Президента № 156 планировалось завершить проведение соответствующих организационных и штатных мероприятий до 01.06.2016.

Таким образом, Указом Президента о ликвидации двух ведомств предусмотрено их упразднение. Но если по факту ФСКН всего лишь меняет название структуры, переходя в состав МВД России, сохраняет все свои прежние функции, а также численность персонала, упразднение ФМС России влечет за собой более существенные изменения. Многие сотрудники ФМС с присоединением к МВД сокращены почти на треть [3].

В составе ГУВМ МВД необходимы изменения в нормативной базе по регулированию деятельности ФМС. Регламенты ведомства должны быть заменены на новые нормативные акты от МВД, в частности по вопросам получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства. После упразднения службы ФМС России на ГУВМ МВД возложены функции «разрешительного» характера, в частности вопросы паспортно-визового контроля, миграционного учета, регистрации мигрантов, контроля режима пребывания иностранных граждан на территории России. Однако вопросы, связанные с патентом на работу или разрешением для мигрантов, могут быть переданы органам местной власти [4].

Упразднение такого ведомства, как ФМС обусловлено тем, что эта структура, занимающаяся исключительно вопросами миграции, не в силах на должном уровне справляться с возросшими потоками мигрантов. Проблема не в компетенции персонала, а в нехватке у ФМС полномочий для осуществления процедур розыска и задержания нелегальных мигрантов. С этой целью приходилось всегда прибегать к помощи МВД России. Как отметила председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Анатольевна Яровая: «Нелегальная миграция, в контексте созданных вне России геополитических проблем, переместилась в число факторов высокого риска, сопряжения с организованной преступностью и терроризмом и требует дополнительной защиты общественной безопасности и оперативности системы контроля и реагирования» [5].

Наличие трудовых мигрантов, осуществляющих нелегальную занятость, отмечается практически во всех мигрантоёмких государствах. Однако в России размеры этого явления приобрели огромные масштабы. Отсутствие исследований миграционной сферы затрудняет количественное определение его масштабов. В связи с этим существующие оценки нелегальной занятости мигрантов весьма и весьма разняться – от 3,5 4 млн. человек (оценка ФМС России) до 15-20 млн. человек (экспертные оценки). Непоступление налогов в российский бюджет от нелегальной занятости трудовых мигрантов в 6,1 раза превышают его доходы от их легального использования [5].

Очень часто руководители ФМС России говорили о том, что ведомству необходимо разрешить самостоятельно вести оперативно-розыскную деятельность, что предполагает необходимость ношения оружия инспекторами ФМС. Однако власти приняли решение о том, что создание миграционной полиции будет слишком дорогим мероприятием, намного дешевле и эффективнее организовать присоединение ФМС России к такому ведомству, как МВД.

Председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты России, член общественного совета ГУ МВД по Москве Антон Владимирович Цветков считает правильным решение о подчинении ФМС МВД: «Во многом это было искусственное разделение. Сейчас работа будет перспективней, меньше будет управленческий аппарат, его можно будет сократить» [5]. Антон Владимирович уверен, что с профессионалами проблем не будет. «Их и так не хватает, за них будут держаться, а от неопытных кадров будут избавляться», – считает он. По его мнению, реформирование системы правоохранительных органов будет стоить копейки по сравнению с той экономией, которая будет.

В заключение хотелось бы добавить, что после присоединение ФМС к МВД в какой-то степени явилось реализацией расширения полномочий миграционных органов. Но такие полномочия, как дознание, допрос, оперативная работа, теперь сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся. Непосредственной работой с мигрантами будут заниматься полицейские – участковые, постовые, поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе. Как считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Алексеевич Чекалин, два года руководивший ФМС, возвращение этого ведомства в состав МВД «увеличит результаты работы в три, в четыре, а может, и в пять раз». «Это единение – блестящее решение, которое даст безотлагательный результат, мы его увидим в ближайшее время» . [6]

 

Библиографический список:

  1. Упразднение и ликвидация ФМС России – последние новости 2016 года: присоединение ФМС к МВД, передача функций ГУВМ МВД. // Сайт «Migrant Media» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.10.2016).
  2. «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»: указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156. // Собрание законодательства Российской Федерации, 11.04.2016, № 15, ст. 2071.
  3. Присоединение ФМС России к МВД. // Сайт «Единый центр кадров» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.10.2016).
  4. Присоединение ФМС к МВД в 2016 году: что будет с ФМС после реформы переподчинения МВД. // Сайт «За штатом» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.10.2016).
  5. Реакция на перевод ФСКН и ФМС в систему МВД. // Сайт информационного агентства России «ТАСС» [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/3179159 (дата обращения: 07.10.2016).
  6. «Концепция государственной миграционной политики в период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь»: доклад Комитета гражданских инициатив. – М., 2015. – с. 4-5.