Жаркова Н. В. О некоторых особенностях правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика

О некоторых особенностях правового регулирования обязательного страхования

                                         гражданской ответственности перевозчика

On some peculiarities of legal regulation of obligatory civil liability insurance

of carrier

 

Жаркова Нинель Владиславовна

Zharkova Ninel Vladislavovna

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,   г. Иркутск

mydumpling@mail.ru

Аннотация. В статье дан анализ правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозках, а также показана роль Федерального закона № 67-ФЗ от 14 июня 2012 г. в его осуществлении.  Рассмотрены цели и принципы данного страхования, особенности договора обязательного страхования в указанной сфере.

Annotation. The article analyzes the legal regulation of compulsory insurance of civil liability of the carrier for damage to life, health and property of passengers during their transportation, shows the role of the Federal Law № 67-FL dated the 14-th of June, 2012, in its implementation. The purposes and the principles of this insurance, feature of the contract of obligatory insurance in the specified sphere are considered.

Ключевые слова. обязательное страхование, перевозчик, пассажир, договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, страховая премия

Keywords: compulsory insurance of the carrier, the passenger, the contract of compulsory insurance of civil liability of the carrier, the insurance premium.

Вопросы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами регулирует Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее по тексту – Закон № 67-ФЗ) [5].  Статья 7 Закона № 67-ФЗ содержит несколько правовых норм, которыми в целом определен правовой статус договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, заключаемый на основании УАТ. А именно в ч. 1 ст. 7 Закона № 67-ФЗ представлена правовая норма отсылочного характера, предусматривающая тот факт, что договор обязательного страхования должен заключаться в порядке и в форме, которая установлена для договоров страхования нормами ГК РФ. Можно также заметить, что договор обязательного страхования гражданской ответственности является договором, который заключается в пользу третьего лица, и предусматривается ст. 430 ГК РФ. Однако не все положения ст. 430 ГК РФ могут быть применимы в данном случае при заключении и исполнении договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. «Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу».  [7]

Если использовать термины Закона № 67-ФЗ, применительно к ст. 430 ГК РФ можно отметить, что договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика заключается между двумя сторонами (перевозчиком и страховой компанией) в пользу третьего лица – выгодоприобретателя. Далее, ч. 2 ст. 430 ГК РФ определяет, что, «если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом (выгодоприобретателем) должнику (страховой компании) намерения воспользоваться своим правом по договору стороны (перевозчик и страховая компания) не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица (выгодоприобретателя)» [3]. Однако, если применять это к рассматриваемым правоотношениям обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, стороны, которые заключили договор страхования, могут его изменить без согласия выгодоприобретателя. Кроме того, Закон № 67-ФЗ императивными, а не диспозитивными правовыми нормами закрепил ряд прав выгодоприобретателя, и они не могут изменяться или отменяться по условиям договора страхования.  Даже если договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика будет в нарушение требований Закона № 67-ФЗ содержать положения, ущемляющие какие-либо права выгодоприобретателя, то и в этом случае к данным правоотношениям будут применяться правовые нормы Закона № 67-ФЗ.  Обращаясь к ч. 3 ст. 430 ГК РФ, понятно, что должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора. При этом в данной правовой норме ГК РФ нет оговорки «если иное не предусмотрено законом или договором». [7] Также,  ч. 2 ст. 939 ГК РФ предусматривает, что «страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы по договору личного страхования. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель». [4]

Так, например, судебная коллегия по делу № 33-1537/2017 оставила без изменения решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 мая 2017 г. о возложении на Конакову А.М  обязанности передать страховой компании ООО СК «Мегарусс-Д» запасные части, поврежденные и подлежащие замене в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 11 августа 2016 года, а именно: диск колеса <…> и шину колеса переднего левого колеса транспортного средства <…>, государственный регистрационный знак <№>; взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей. «В обоснование исковых требований указано, что принадлежащий Конакову А.М. автомобиль <…>, государственный регистрационный знак <№> застрахован в ООО СК «Мегарусс-Д» по договору добровольного страхования. В связи с наступлением страхового случая ООО СК «Мегарусс-Д» выплатило ответчику страховое возмещение в размере <…> рублей <…> копеек. В соответствии с правилами страхования страхователь обязан в любом случае, независимо от размера произведенной выплаты, по требованию страховщика передать запасные части, подлежащие замене в результате страхового случая. <дата> года истец направил Конакову А.М. письмо с просьбой передать поврежденные в дорожно-транспортном происшествии запасные части транспортного средства. Данное письмо оставлено ответчиком без ответа».  [8]

Однако согласно требованиям Закона № 67-ФЗ, страховая компания не вправе предъявлять требования или делать какие-либо возражения против требований выгодоприобретателя в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязанностей по договору обязательного страхования.

При условии, что договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика был заключен и уже начал свое действие, то в этом случае страховая компания при наступлении страхового случая обязана совершить выплату страхового возмещения выгодоприобретателю, никак не ущемляя его при этом в размере суммы. Картина иной ситуации возникает в том случае, если договор страхования гражданской ответственности перевозчика был лишь заключен, но не начал действовать, т.е. не вступил в силу.  Также стоит отметить, что в ч. 2 ст. 7 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что договор обязательного страхования вступает в силу не в момент его подписания обоими сторонами, а в момент совершения перевозчиком выплаты страховой премии или первого страхового взноса. «Страховая премия, которую подлежит выплачивать перевозчику страховщику, может быть определена в договоре как единовременный платеж или как периодические платежи. Если выплата страховой премии предусмотрена периодическими платежами, то каждый такой платеж и составляет страховой взнос».  [6]

Таким образом, договор страхования гражданской ответственности перевозчика вступает в силу с момента совершения полной выплаты страховой премии (если страховая премия согласно договору выплачивается единовременным платежом) или при совершении уплаты первого страхового взноса (если страховая премия выплачивается по договору периодическими платежами). Вышесказанное дает право сделать следующие выводы: если договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика был заключен, но еще не вступил в силу, то у выгодоприобретателя, чей страховой случай наступил в этот период времени, нет права требовать от страховой компании выплаты ему суммы страхового возмещения по условиям Закона № 67-ФЗ.  В ч. 6 ст. 13 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что «страховая компания не может отказать выгодоприобретателю в выплате ему страхового возмещения по иным основаниям, кроме тех, которые предусмотрены ст. 13 Закона № 67-ФЗ». Однако в нормах ст. 13 Закона № 67-ФЗ нет такого основания для отказа в выплате полной суммы страхового возмещения выгодоприобретателю, как просрочка уплаты очередного страхового взноса перевозчиком по договору обязательного страхования его гражданской ответственности. Также ч. 4 ст. 430 ГК РФ в отношении договоров, которые заключены в пользу третьего лица предусматривает, что в случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит Закону, иным правовым актам и договору.  [2]  Такое положение ч. 4 ст. 430 ГК РФ противоречит не только Закону № 67-ФЗ, но и в целом сути правоотношений обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика.  Если выгодоприобретатель отказался получить сумму страхового возмещения, то перевозчик требовать ее получения от страховой компании не может. Также ч. 2 ст. 13 Закона № 67-ФЗ запрещает выгодоприобретателю продавать или иным образом переуступать свое право на получение страхового возмещения. Но согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 67-ФЗ выгодоприобретатель может от него отказаться, отказавшись одновременно и от своего права требования возмещения вреда с перевозчика.

Таким образом, несмотря на то, что в ч. 1 ст. 7 Закона № 67-ФЗ договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика отнесен к виду договоров, совершенных в пользу третьего лица, не все правовые нормы ГК РФ, которые регулируют отдельные вопросы правоотношений по договорам, заключенным в пользу третьего лица, применяются к правоотношениям обязательного страхования. Согласно вышесказанному мы понимаем об актуальности и необходимости введенного закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Необходимо также сказать о проблеме, которая требует скорейшего решения, а именно, необходимость распространения действия данного закона на некоммерческих перевозчиков: детские и школьные автобусы, перевозка предприятиями своих сотрудников и т. п. Сложности с реализацией этой нормы в настоящее время заключаются в том, что данный вид деятельности не подпадает под определение «перевозчик», т. к. на них не распространяются соответствующие уставы и кодексы.

Однако, ситуации, при которых дети страдают и получают травмы в ДТП при перевозке школьными автобусами, но при этом не имеют прав на надлежащие компенсации на уровне прав пассажиров маршрутных автобусов, – недопустимы.

Также, по мнению представителей профессиональных объединений перевозчиков, требуется уточнение положений в части работников страхователя и иных лиц, находящихся в транспортном средстве при выполнении своих трудовых обязанностей, но не являющихся пассажирами. Данные лица также должны иметь право на получение компенсаций за причиненный им вред при выполнении своих трудовых обязанностей в процессе перевозки. Для этого необходимо глубокое рассмотрение данной проблемы законодателем, и соответственно внесение поправок в нормы, предусматривающие обязательное страхование ответственности перевозчика.

Библиографический список:

  1. Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном: Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 25. – Ст. 3257.
  2. Гречуха В.Н. Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира / В.Н. Гречуха // Экономика. Право. Общество. – 2015. – № 2 (2). – С. 5-13.
  3. Карпов В.В. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика / В.В. Карпов // Страхование от чрезвычайных ситуаций. – Москва, 2016. – С. 168-185.
  4. Кирилловых А.А. Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами / А.А. Кирилловых // Юрист. – 2012. – № 20. – С. 11-14.
  5. Корнеева О.В. К вопросу об отдельных новеллах, вводимых Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» / О.В. Корнеева // Транспортное право. – 2012. – № 4. – С. 9-12.
  6. Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: научно-практическое пособие / П.В. Сокол. – М.: Деловой двор, 2013. – 108 с.