Жигулина Д. М., Позднякова Е. Ф. Участие иностранцев в публичных мероприятиях в России

 

Участие иностранцев в публичных мероприятиях в России

Participation of foreigners in public events in Russia

 

Жигулина Дарья Михайловна

Zhigulina Daria Michailovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО «РГУП», г. Иркутск

positiffchick@gmail.com

Позднякова Елена Фёдоровна

Pozdniakova Elena Fеdorovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО «РГУП», г. Иркутск

pozdniakova00@bk.ru

Аннотация. В статье определены права иностранных граждан на участие в публичных мероприятиях, приведена статистика ФМС. Также приведены примеры публичных мероприятий, в которых иностранцы могут принять участие.

Annotation. The article defines the rights of foreign citizens to participate in public events, provides statistics FMS. There are also examples of public events in which foreigners can take part.

Ключевые слова: иностранцы, иностранные граждане, публичные мероприятия, митинг, собрание, шествие, демонстрация, пикетирование.

Key words: foreigners, foreign citizens, public events, rally, meeting, procession, demonstration or picketing.

Россия  –  это многонациональная страна, вызывающая интерес не только у своих граждан, но и у иностранцев. Согласно статистике ФМС, за 2016 год в Российскую Федерацию въехало 16 290 031 иностранных граждан, выехало — 14 614 071, а находятся на территории России — 9 747 621. Последняя категория может находиться в России от нескольких месяцев до нескольких лет. Именно она и старается всячески участвовать в жизни нашей страны и нашего общества. 

В Российской Федерации проводятся публичные мероприятия, которые могут повлиять на будущее Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями». [1]

«Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем», согласно п.1 ст.6  этого же ФЗ. Следовательно, «участниками публичных мероприятий могут быть лица, имеющие различный правовой статус. Наиболее многочисленной категорией участников являются физические лица – граждане. В отсутствие особых указаний со стороны законодателя, представляется, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе участвовать в публичных мероприятиях наравне с гражданами Российской Федерации».  [2]

В пункте 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации говорится, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Составной частью конституционного права на свободу пикетирований, шествий, митингов, демонстраций и собраний признается участие граждан в публичных мероприятиях. Это право является важным элементом народовластия. Поэтому данные конституционные свободы являются также политическими правами и свободами граждан Российской Федерации. Но, согласно вышеуказанному федеральному закону, не только граждане нашей страны имею возможность проводить митинги, шествия и т. д. Однако не все с этим согласны.

 Например, в 2015 году депутат от фракции «Единая Россия» Евгений Федеров внес в Государственную Думу РФ предложение запретить иностранным гражданам участвовать в публичных мероприятиях. «Таким образом, законопроектом вводится ограничение на присутствие иностранных граждан при выражении и формировании мнений, а также выдвижений требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики Российской Федерации@, — говорится в пояснительной записке». [3]

Но этого так и не случилось, и с начала 2015 года практически все политические силы России успели провести свои шествия и митинги. Например, 21 февраля в Москве состоялся митинг общественного движения «Антимайдан», который собрал более 50000 человек. А в марте прошёл антиправительственный митинг коммунистов.

«С другой стороны, возникают ситуации, когда без участия иностранных граждан проведение публичного мероприятия невозможно. Например, собрания и митинги студентов Российского университета дружбы народов, торжественные демонстрации на Красной площади с приглашением представителей дипломатического корпуса, профсоюзные собрания коллективов работников совместных предприятий и некоторые другие». Так же, иностранные граждане «могут инициировать обсуждение проблем предпринимательства, создавая диалоговые площадки с властью» и «организовывать обмен опытом и встречи с успешными предпринимателями как Иркутской области, так и других регионов России, а также других стран».

Всё это подтверждает, что свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вправе реализовывать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

Библиографический список:

  1. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федеральный закон, 19 июня 2004 г., N 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации,, 21 июня 2004 г. — № 25. — с.2485
  2. Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” (постатейный) [Электронный ресурс] / Ю.А. Дмитриев. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: “ЮРКОМПАНИ”, 2012. — Режим доступа: http://home.garant.ru/#/document/57859325/paragraph/63:7
  3. Барашева Е.В., Зедгенизова И.И. Перспективы развития туризма в Байкальском регионе // Электронный журнал ВАК [Электронный ресурс]. — 2016. — (89) УЭкС, 7/2016 — Режим доступа: