Жигулина Д. М., Зедгенизова И. И., Зимина И. Е. Административная ответственность государственных служащих

Административная ответственность государственных служащих

Administrative responsibility of civil servants

 

Жигулина Дарья Михайловна

Zhigulina Daria Mikhailovna

студентка ВСФ ФГОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

 positiffchick@gmail.com

Зедгенизова Ирина Ивановна

Zedgenizovа Irina Ivanovna

к.э.н., доцент ВСФ ФГОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

54irina@bk.ru

Зимина Ирина Евгеньевна

Zimina Irina Evgenievna

студентка ВСФ ФГОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

ziminaira99@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены виды и основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Описаны методы укрепления служебной дисциплины. Также рассмотрено содержание дисциплинарных проступков. 

Ключевые слова: государственные служащие, дисциплина, проступок, дисциплинарная ответственность, административная ответственность, взыскание, государственная служба. 

Annotation. This article discusses the types and grounds for disciplinary action of civil servants. Methods of strengthening of office discipline are described. The content of disciplinary offenses is also considered. 

Key Words: civil servants, discipline, misconduct, disciplinary responsibility, administrative responsibility, penalty, public service.

Одним из наиболее интересных аспектов административного права является административно-правовая ответственность.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который состоит в назначении соответствующим органом или должностным лицом административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность, поскольку соблюдение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся в важнейшим обязанностям служащего. Исходя из этого и статьи 2.4 КоАП [3] под дисциплинарной ответственностью можно понимать ответственность должностного лица за совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для стимулирования правомерного поведения государственных служащих, добросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей существует такой элемент процесса государственной службы, как служебная дисциплина. Именно она определяет успешную реализацию функционирования аппарата государственного управления.

Ненадлежащее исполнение или неисполнение служащим своих должностных обязанностей, произошедшее в результате противоправных и винновых действий, является должностным проступком, которое влечет за собой наступление дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. При этом необходимо знать, что постановление или же приказ о дисциплинарном взыскании, где указаны мотивы и цели его применения, объявляется государственному служащему, совершившему проступок, под расписку. Служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в суде или в соответствующих вышестоящих государственных органах.

Такие административно-правовые отношения регулируются такими нормативно-правовыми актами, как Конституция РФ, КоАП РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие.

Основным законодательным актом, в котором регламентируются вопросы дисциплинарной ответственности гражданских служащих, их служебного поведения, является ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Эти вопросы не систематизированы по уровню их значимости и находятся в разных статьях. Основной главой, к которой мы сегодня будем обращаться, является глава 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе» данного ФЗ.

Убеждение и принуждение являются базовыми методами в укреплении служебной дисциплины. Убеждение является позитивным способом воздействия, он основывается на стимулировании государственных служащих. Принуждение же, наоборот, направлено на стимулирование путем дисциплинарных взысканий, выговоров и других мер воздействия.

Говоря о видах дисциплинарных взысканий, мы считаем, что следует различить их по группам. К первой группе можно отнести такие виды, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, т.е. взыскания, применение которых преследует цель воздействия на личность государственного служащего. Ко второй группе можно отнести такие взыскания, как освобождение от занимаемой должности и увольнение, именно этими взысканиями ограничиваются права государственных служащих на замещение должности, и прекращается дальнейшее прохождение службы. [1]

Без перечня должностных обязанностей государственного служащего нельзя определить, совершил ли он именно дисциплинарный проступок. Данный перечень должностных обязанностей гражданского служащего, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых назначается дисциплинарное взыскание, должен быть изложен в должностном регламенте. [4] Таким образом, при назначении взыскания каждый начальник должен иметь перед глазами грамотно сформулированный в должностном регламенте перечень должностных обязанностей служащего, с которым, естественно, должен быть ознакомлен и сам служащий. [2]

При назначении взыскания необходимо учесть тяжесть совершённого проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующее поведение виновного лица, его отношение к служебным обязанностям, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести содеянного. Это позволит соблюсти принцип объективности наказания.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

 2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы на основании п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), п.п. «а, г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более 3 часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 ч.1 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства РФ) ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ. Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и применении иных мер взыскания в отношении государственного служащего не допускается. За совершённое правонарушение государственный служащий может быть привлечен к ответственности только один раз. [4]

Также следует заметить, что субъективной стороной проступка является вина, которая заключается в умышленном или неосторожном поведении государственного служащего при совершении проступка. Служащий, совершающий проступок умышленно, сознаёт противоправный характер поведения, предвидит его вредные последствия, желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Примером такого поведения является распитие спиртных напитков на службе, курение. Но на практике в большинстве случаев государственные служащие совершают правонарушения по неосторожности. Однако нельзя говорить о должностном проступке, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей произошло по причинам, не зависящим от государственного служащего (например, из-за отсутствия надлежащих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного служащего). [1]

Таким образом, в силу оперативности, непосредственности и возможности учёта обстоятельств конкретного правонарушения, дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих. С помощью различных видов дисциплинарных взысканий государство контролирует деятельность государственных служащих, а также следит за правомерным исполнением обязанностей, возложенных на них.

Библиографический список:

  1. Абрамов И. А. К вопросу правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. — №2. С. 145-147. — https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-pravovogo-regulirovaniya-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih [Дата обращения: 20.10.2018].
  2. Агафонова Н. Ю. Дисциплинарные взыскания в контексте ответственности государственных гражданских служащих // Вестник ПАГС. 2011. №1. — https://cyberleninka.ru/article/n/distsiplinarnye-vzyskaniya-v-kontekste-otvetstvennosti-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih [Дата обращения: 20.10.2018]
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Москва: Проспект, 2018.
  4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2004. N 31. С. 3215.