Жилкина Е. С., Невидимова Г. М. Взаимоотношения фармацевтического работника с пациентами

Взаимоотношения фармацевтического работника с пациентами

The relationship of the pharmaceutical worker to the patient

Жилкина Елена Сергеевна

Zhilkina Elena Sergeevna

Преподаватель  ОГБПОУ УМТ, г. Усолье-Сибирское

mkusoliemed@mail.ru

Невидимова Гульнара Мухамадовна

Nevidimova Gulnara Mukhamedovna

Студентка ОГБПОУ УМТ, г. Усолье-Сибирское

shegulnara@yandex.ru

Аннотация. В статье приведен анализ проблем взаимоотношений работников аптек города Усолье-Сибирское с посетителями. Также рассматривается этический кодекс фармацевта (провизора). На основе приведенного анализа предложены методы решения возникающих проблем.

Annotation. The article presents an analysis of the problems of relations between employees of pharmacies of the city of Usolye-Sibirskoye with visitors. The ethical code of the pharmacist is also considered. Based on the above analysis, methods for solving emerging problems are proposed.

Ключевые слова: фармацевтический работник, пациент, этический кодекс фармацевта, методы психотерапевтического воздействия, аутогенная тренировка.

Keywords: pharmaceutical worker, patient, Code of Ethicsfor Pharmacists, methods of psychotherapy, autotraining.

На современном этаперазвития коммерческой фармации приобретает четкие очертания проблема деструктивного взаимодействия фармацевтического работника с пациентами.

Одним из первых кодексов фармацевта в мире был кодекс, принятый в 1852 году Американской фармацевтической ассоциацией, а в 1997 году в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) мировой фармацевтической общественностью был принят «Кодекс Этики Фармацевтов»(CodeofEthicsforPharmacists). Он может выступать в качестве основы для написания кодексов фармацевтических обществ различных стран. [7]

В 1996 году в России был принят этический кодекс фармацевта и провизора. Он является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи. [8]

Этический кодекс определяет отношения между фармацевтическим работником и обществом, пациентом, медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий.

В данной работе уделяется внимание отношениям фармацевтического работника с пациентами (посетителями аптеки). За основу были взяты статьи эксперта журнала «Экономический вестник фармации» И. Н. Кострюковой. [3,4]

Материал и методы: Для выявления проблем фармацевтического работника и пациента было проведено анкетирование четырех аптечных сетей города: «Альба», «Эко-Хим», «Надежда-Фарм», «Алекс».

В анкетировании участвовало 8 фармацевтов и 40 пациентов. Первым были заданы вопросы фармацевтическим работникам: Как часто они сталкиваются с грубостью пациента? Как они реагируют на грубость?

63 % фармацевтов сталкиваются с грубостью пациентов раз в месяц. Пациенты ведут себя не адекватно, неуважительно по отношению к фармацевтическому работнику, повышают голос. При этом большинство специалистов не реагируют на грубость пациентов. А работники аптечных сетей «Эко-Хим» и «Надежда-Фарм» пытаются найти подход к пациентам.

Вторыми были опрошены посетители аптек. 30% пациентов не совсем устраивает отношение фармацевтических работников аптечных сетей «Альба» и «Алекс». Они обращают внимание на социальный статус посетителей аптеки и грубят.

В результате проведенного опроса было выявлено, что основными проблемами во взаимоотношениях фармацевтического работника и пациента является постановка на первый план своих личных переживаний, связанных с семьей или межличностные отношения в коллективе.

Так как провизор (фармацевт) при общении с больным (посетителем аптеки) должен использовать социально-психологический подход, который является особой формой доверительного общения, то такие действия фармацевта, как пренебрежение людьми, не отвечают его профессионализму.

Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособиться к нему, познать и понять его особенности.

Фармацевтический работник должен строго научно дифференцировать больных и соответственно выбирать метод общения с ними. При этом рекомендуется использовать следующие методы психотерапевтического воздействия на больного. [3]

1.Общая психотерапия: информирование, разъяснение каких-либо вопросов, успокоение больного, эмоциональная поддержка и т.д.

  1. Специальная психотерапия: убеждение и внушение.
  2. Социальная терапия больного: сопереживание, совместная радость в ходе улучшения здоровья, радость выздоровления, активная медикаментозная помощь.

А также при общении с посетителями аптек фармацевтический работник должен проявить следующие качества [5]:

  • уважение к личности больного: внимательность, вежливость, культура обслуживания, доброжелательность, чуткость;
  • взаимопонимание;
  • терпимость: выдержка, спокойствие, ровное настроение, приятное выражение лица, умение противостоять утомлению;
  • направленность психотерапии.

Для достижения фармацевтическим работником данных качеств необходима простая релаксация, чтобы их плохое настроение и личные переживания не сказывались на пациентах.

Существует множество методик релаксации. Для достижения состояние релаксации чаше всего используются такие как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания и пр.

Релаксационный тренинг направлен на самостоятельное снятие эмоционального напряжения, предотвращение возможного стресса, снятие переутомления, повышение трудоспособности с помощью упражнений на расслабление и успокоение. Тренинг включает в себя упражнения на мышечное расслабление (вызывание чувство тяжести, тепла и прочее) успокоение, отвлечение мыслей человека от тревожащих его событий.

Релаксация может проводиться как с помощью психолога, гак и самостоятельно (аутогенно).

Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону, начинается с одной группы мышц, за­тем к ней присоединяется другая, в то время как первая уже расслаблена, и так продолжается до тех пор, пока не достигается полного расслабления тела (именно поэтому эту технику еще иногда называют прогрессивной). Начинается она с мышц конечностей — рук и ног, постепенно продвигается к центру — голове и туловищу. Расслабление сознания в данном случае достигается через расслабление тела. [2]

В аутогенной тренировке (АТ) И.Г. Шульца [1,6] для того, чтобы достичь состояния релаксации, используется не реальное предварительное напряжение мышц, а идеомоторная модификация ее тонуса (метод «мысленных движений»). Это соответствует более общему принципу идеодинамики, согласно которому одно лишь мысленное представление вызывает физиологическую реакцию организма без участия сознания (по М. Сандомирскому). Главными элементами релаксации здесь становятся сенсорное осознавание и направленное воображение. Это тщательное наблюдение и запоминание телесных ощущений расслабления мышц, на основе которого вырабатывается навык произвольного воспроизведения этих ощущений, и, вместе с ними, — необходимого функционального состояния.

Этот вид релаксации можно назвать более продвинутым, так как именно его освоение дает человеку возможность управлять состоянием своего организма самостоятельно и эффективно справляться с напряжением и стрессом.

Библиографический список:

  1. Аутогенная тренировка И.Шульца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/66306. – Загл. с экрана (04.05.2018).
  2. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. – СПб.:Питер, 2004. – 498 с.
  3. Кострюкова, И.Н. Провизор (фармацевт) и посетитель аптеки: психология взаимоотношений [Текст] / И.Н. Кострюкова// Экономический вестник фармации. – 2009. – № 9-10.
  4. Кострюкова, И.Н. Профессионально значимые качества работника первого стола [Текст] / И.Н. Кострюкова // Экономический вестник фармации. – 2009. – № 6-7.
  5. Лопатин, П. В. Биоэтика: учебник [Текст] / П. В. Лопатина, О.В. Карташова / под ред. П. В. Лопатина — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 272 с.
  6. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка[Текст] / И.Г. Шульц. – М.: Медицина, 1985. – 32 с.
  7. Фармацевтическая деонтология. Этический кодекс фармацевта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecopharmacia.ru/publ/farmacevticheskij_menedzhment/farmacevticheskaja_deontologija/ehticheskij_kodeks_farmacevta/23-1-0-85. – Загл. с экрана (04.05.2018).
  8. Этический кодекс фармацевтического работника России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2252973/. – Загл. с экрана (04.05.2018).