Жилянина А. Н. Социальное проектирование в условиях малого города (Социально значимый проект «Герои нашего времени»)

Социальное проектирование в условиях малого города

(Социально значимый проект «Герои нашего времени»)

Social design in the conditions of a town

 (Socially significant project «Heroes of Our Time»)

 

Жилянина Ангелина Николаевна

Zhilyanina Angelina Nikolaevna

Зам. директора

МБОУ школы №18 им.Маршала А.М.Василевского, г. Кинешма

angellinanikolaevna@mail.ru

Аннотация: В статье представлен опыт работы школы — РИП по организации и проведению муниципального социального значимого проекта «Герои нашего времени» по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Annotation. The project presents the experience of school – RIP (Regional Innovative Platform) on the organization and carrying out the municipal social significant project «Heroes of Our Time». The project is devoted to civil patriotic education of students.

Ключевые слова: социально значимый проект, местный социум, гражданско-патриотическое воспитание, герои времени, паспорт проекта, продукт проекта.

Key words: socially important project, local society, civil and patriotic education, heroes of time, passport of the project, project product.

 

  Наша школа  активно  работает в статусе  региональной инновационной площадки «Школа – центр самоорганизации местного социума». Школа ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг обучающимся, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей, социальных партнеров  и  сообщества микрорайона и города в целом  к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом, к активизации гражданско-патриотического воспитания современной молодежи. [1]

Одним из   направлений деятельности  школы является социальное проектирование. Благодаря участию в социальных проектах дети растут инициативными, предприимчивыми  гражданами своей страны, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству. Участвуя в социальных проектах, школьники приобщаются к общечеловеческим гражданским ценностям и приобретают необходимые социальные навыки. Меняется общественное мнение, увеличивается число жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе. Считаем, что опыт реализации муниципального социального проекта в  условиях малого города интересен  для педагогической общественности. [2]

            Социально значимый проект «Герои нашего времени» был разработан в декабре 2016 г,  реализован школой в течение 3-х месяцев, а затем представлен городскому педагогическому сообществу, одобрен и принят для реализации как муниципальный проект с марта 2016г по декабрь 2017г.

Основная миссия российской школы сегодня: обучение и воспитание мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении социальной пассивности и апатии. ФГОС второго поколения регламентируют переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного развития обучающихся. Новые социальные требования, выдвинутые государством к системе образования, призваны обеспечить воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых, ответственных, социально активных граждан. Поэтому выбранная тематика проекта представляется  актуальной.

Цель проекта:        формирование у школьников духовно-нравственной культуры и активной гражданской  позиции, ответственности за свое будущее и будущее страны через знакомство с жизнью и достижениями выдающихся людей России и  Кинешмы, которые являются ярким примером служения Отечеству, своей малой Родине и родному народу.

Задачи проекта:

—  привлечение обучающихся, родителей, местного сообщества и соц.партнеров  к  исследовательской и проектной деятельности в области  исторического краеведения;

— формирование интереса школьников к истории и культуре своей семьи, родного края, России;

— формирование у участников проекта коммуникативных и исследовательских компетентностей;

— расширение  границ социального партнерства образовательной организации в сфере гражданско-патриотического воспитания детей.

Социальные партнеры: Совет микрорайона «Автоагрегат», Совет ветеранов, Центр защиты материнства,  детства и семейных ценностей,  КДНиЗП, ОДН, Краеведческий музей, Центральная библиотека, ЦРТДиЮ, Центр внешкольной работы , МЧС, Общественная организация «Общее дело», городские газеты «168 часов», «Приволжская правда», «Кинешемец.ру», Кинешемское телевидение.

Ожидаемые результаты:

В работе над проектом обучающиеся получают опыт социального взаимодействия, приобретают социальные навыки, познают не только внешнюю, но и внутреннюю сторону социальной действительности, а также  формируют социально-личностные компетенции.  В процессе организации социально значимой деятельности школьников используются социокультурные возможности города.

Планируемые продукты:

— «Галерея замечательных людей родного города»

— Варианты новых социально значимых проектов

Условия и порядок реализации:

Каждый классный коллектив, реализуя этапы проекта, выбирает формы и методы работы самостоятельно, основываясь на принципах добровольности и целесообразности. Работа организуется в тесном взаимодействии с местным социумом.

Алгоритм реализации проекта:

1.Подготовительный этап, целью которого является разработка пакета документов в ходе заседаний МС, ШМО кл.руководителей, Совета старшеклассников и волонтеров, Общественного совета.  Разрабатывается  общая концепция проекта. [3]

2.Исследовательский этап, на котором проводится диагностика и мотивация обучающихся в форме диагностических опросов, анкетирования, «круглых столов», импровизированных диалоговых площадок, дебатов  на тему: «Кто они – герои нашего времени?». Создается «копилка» диагностического инструментария.

3.Информационно-просветительский этап, на котором уясняются  основные понятия: «герой», «наше время», характерные черты героизма». Проводятся тематические классные часы, беседы, встречи с интересными людьми, индивидуальные мини-проекты,  конкурс сочинений – эссе  и т.п. 

  1. Практическая реализация подпроекта «Герои современной России», задача которого — сбор и систематизация материала о героях современной России. На этом этапе актуальна работа в группах, индивидуальные работы, семейные проекты, КТД. Результатом становится популяризация материалов о героических личностях страны. Завершается этап конкурсом «продуктов»:

плакатов, стенгазет, выставки книжек-раскладушек, коллажи, просветительские акции.

  1. Практическая реализация подпроекта «Наши современники герои — кинешемцы». На этом этапе проходит сбор и систематизация материала о героях-кинешемцах , подготовка проектов классов: презентации, «книги о герое», журналы, видеоролики), и публичная защита проекта о герое-земляке.
  2. Конкурс проектов «Галерея замечательных людей Кинешмы».
  3. Аналитический этап, задача которого — мониторинг результативности проектной деятельности. Разработка вариантов пролонгирования деятельности классных коллективов.
  4. Пост-проект класса: разработка варианта выхода из проекта на новый социально значимый проект (мини-проектов, например, «Моя семья в истории города», «Я и мой любимый город»). [4]

В результате реализации  муниципального социально значимого проекта «Герои нашего времени» обучающиеся  школ города не только познакомились с  соотечественниками-россиянами, совершающими подвиги в наши дни, но и собрали богатейший материал о замечательных людях своего родного города, познакомились с их жизнью и трудовыми либо поведенческими подвигами, провели общешкольные и городское мероприятия по чествованию  этих людей,  создали  книгу о героях своего времени.

Опыт организации социального проекта в масштабе малого города оказался интересен для социального сообщества и продуктивен в плане  образовательной  деятельности в условиях реализации ФГОС.

Библиографический список:

  1. Замилова Р. Р. А кто он — герой нашего времени? // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1088-1090.
  2. Мащенко О.Н.  Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука.-2011.-№1.-С.47-50.
  3. Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство – условие развития школы // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2004.- № 6-С. 38 – 41.
  4. Фомина Е. Общественно – ориентированное образование и общественно – активные школы в России // Народное образование.- 2005.- № 8.- С.36